Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

 

Основные принципы социального обслуживания

  • соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
  • равный, свободный  доступ граждан к социальному  обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • приближённость поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальныхуслуг;
  • достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной  среде.

 

  Социальные услуги  на дому предоставляются:

  • гражданам  Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Кемеровской области –Кузбасса, признанным  нуждающимися  в социальном обслуживании  в связи  с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

 

Обращение  о предоставлении социального  обслуживания

 

  • Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания  является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина  или его законного представителя о предоставлении социальногообслуживания.

 

Виды социальных услуг

  • социально-бытовые ( направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг);
  • социально-медицинские ( направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода , оказания  содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья ;
  • социально-педагогические ( направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов ( в том числе в сфере досуга), организацию их досуга;
  • социально- трудовые ( направлены на оказание  помощи в трудоустройстве и в других  проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  • социально- правовые( направлены на оказание  помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных  интересов получателей социальных услуг);
  • в целях повышения коммуникативного потенциала получателей ( услуги в целях повышения коммуникативного потениала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
  • срочные  социальные услуги( обеспечение наборами продуктов, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг, содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, иные услуги);
  • социальное сопровождение ( содействие в предоставлении медицинской, психологической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).       

 

Права получателей социальных услуг:

 

  • уважительное  и гуманное отношение;
  • получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах  и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления , о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
  • выбор поставщика или поставщиков  услуг;
  • отказ от предоставления услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • участие в составлении индивидуальных программ;
  • обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям;
  • социальное сопровождение.

Обязанности получателей социальных услуг

  • предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимы для предоставления социальных услуг;
  • своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
  • соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключённого с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объёме оплачивать стоимость предоставленных услуг при их предоставление за плату или частичную плату.

Права поставщиков социальных услуг

  • запрашивать соответствующие  органы государственной власти, а также  органы местного самоуправления и получать от них  информацию, необходимую  для организации  социального обслуживания;
  • отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного  с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в связи с наличием медицинских протипоказаний.Такой отказ возможен только при  наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации;
  • быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
  • получать в течение  двух рабочих дней информацию о включении их в перечень  рекомендуемых поставщиков социальных услуг;
  • вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной  форме, дополнительные социальные услуги за плату.

 

Обязанности поставщиков  социальных услуг

 

  • осуществлять  свою деятельность в соответствии с законодательством,предоставлять услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров;
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных
  • услуг информацию об их правах и обязанностях, о видах соиальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, отарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно;
  • использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта Р.Ф. информацию для формирования регистра получателям;
  • осуществлять социальное сопровождение;
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прхождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставлять получателям социальным услуг возможность пользоваться услугами связи, « Интернет» и услугами потовой связи при получении услуг;
  • исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей  социальных услуг на социальное обслуживание.

 

Поставщики  социальных услуг не вправе:

 

  • ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
  • помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами и наоборот.

Индивидуальная программа

 Это документ, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания;
  • вид обслуживания;
  • объём;
  • периодичность;
  • условия;
  • сроки предоставления социальных услуг;
  • перечень социальных услуг  рекомендуемых поставщиком ;
  • мероприятия по социальному сопровождению;
  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  • пересмотр ИП осуществляется с учётом результатов реализованной индивидуальной программы;
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг- обязательныйхарактер;
  • составляется  в двух экземплярах. Экземпляр  ИП, подписанный уполномоченным органом, передаётся гражданину или его законному представителю  в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания;
  • в случае изменения места жительства получателя социальных услуг ИП составленная по прежнему месту жительства, сохраняет своё действие  по новому месту жительства,    до составления ИП по новому месту жительства.

 

Договор о предоставлении социальных услуг    

 

  • Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщикам социальных услуг и гражданином или его законным представителем;
  • Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определённые индивидуальной  программой , а также стоимость социальных услуг в случае, если  они предоставляются за плату  или частичную плату.

 

Отказ от социального обслуживания

 

  • Гражданин  или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания , социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

 

Определение  размера  платы  за предоставление социальных услуг

 

  • Социальные услуги в форме социального обслуживания  на дому предоставляются  за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход  получателей  социальных услуг, рассчитанный в соответствии с Порядком определения среднедушевого дохода   для предоставления социальных услуг бесплатно, превышает предельную величину среднедушевого дохода  для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта Российской Федерации ,
  • Размер ежемесячной платы запредоставление социальных услуг в форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода.
  • Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому                       предоставляются бесплатно,  если на дату обращения среднедушевой доход  получателя  социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными  правовыми  актами  Российской Федерации, ниже предельной  величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг  бесплатно.